Забрать у нас в офисе
Заказать на почте
Мещанство. Быть или не быть мещанином?

Тема сложных взаимоотношений дворян и мещан волновала общество с мольеровских времен. Комедийность погони за титулам наглядно показана в произведении «Мещанин во дворянстве» еще в 1671 году. Ожегов дает в своем словаре довольно хлесткое определение мещанству, описывая мещан как мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитыми вкусами, безразличных к интересам общества. Долгое время мещанами называли прослойку общества, состоящую из горожан и мелких буржуа. Негативный оттенок само явление мещанства приобрела уже в XX веке.


Как относиться к мещанству? Стоит ли принимать мещанство в себе или с ним нужно бороться? Все зависит от угла зрения. К примеру, о самом себе великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Моя родословная» писал так:


Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Понятна мне времен превратность,

Не прекословлю, право, ей:

У нас нова рожденьем знатность,

И чем новее, тем знатней.

Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью, не один),

Бояр старинных я потомок;

Я, братцы, мелкий мещанин.

Не торговал мой дед блинами,

Не ваксил царских сапогов,

Не пел с придворными дьячками,

В князья не прыгал из хохлов,

И не был беглым он солдатом

Австрийских пудреных дружин;

Так мне ли быть аристократом?

Я, слава богу, мещанин.

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил;

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Смирив крамолу и коварство

И ярость бранных непогод,

Когда Романовых на царство

Звал в грамоте своей народ,

Мы к оной руку приложили,

Нас жаловал страдальца сын.

Бывало, нами дорожили;

Бывало... но — я мещанин.

Упрямства дух нам всем подгадил:

В родню свою неукротим,

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

Его пример будь нам наукой:

Не любит споров властелин.

Счастлив князь Яков Долгорукой,

Умен покорный мещанин.

Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Попали в честь тогда Орловы,

А дед мой в крепость, в карантин,

И присмирел наш род суровый,

И я родился мещанин.

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.


По воспоминаниям современников Пушкин, несмотря на принадлежность к древнему роду, на близость к царю его предков, себя считал мещанином. Но назвать «наше все» человеком с узким кругозором или лишенным хорошего вкуса никак нельзя. Екатерина пыталась из мещан взрастить крепкий средний класс, нечто схожее с европейскими бюргерами, поэтому всячески поощряла их ремесленническую деятельность и участие в торговле. В перспективе именно мещане, наравне с дворянством, должны были укрепить позиции монархов. Сложность оказалась связана с тем, что доступа к финансам у мещан не было, для развития своих бизнесов они вынуждены были брать займы у ростовщиков под грабительские

проценты.


Фундаментальные изменения в составе мещанского сословия произошли после отмены крепостного права, когда дворовый люд, не имеющий навыков работы на земле, осел в городах и примкнул к мещанам. К ним же относили и лишенных сана священнослужителей. Положение осложнялось и тем, что действовали юридические ограничения, по которым мещанам сложно было купить землю, построить дом и

продвинуть свое дело.


Изменить положение мещан мог лишь переход в крестьянство, либо в купечество. Коррективы в сложившуюся ситуацию привнесло развитие промышленности. С ростом в России производств, горожане получили возможность накапливать капитал, вкладывать деньги в свой бизнес, строить доходные дома, давать детям качественное образование. Этому классу меньше всего нужны были потрясения, они

не разделяли революционных настроений и этой своей инертностью раздражали и дворянство, и интеллигенцию. Послереволюционные события усугубили положение мещан. Само определение стало непосредственно связано с негативом. Мещанам вменяли в вину их желание обустроить свой быт, тягу к уюту и нежелание участвовать в бессмысленной общественной жизни и прочих политических активностях.


Зная историю и тот сложный путь, который прошел этот класс городского населения, обеспечивая себе возможность простой жизни в достатке, сытости, покое, сложно уже давать однозначно негативные оценки явлению мещанства, да и смотреть узко и клеймить невеждами тоже. Мещанские настроения в той или иной мере свойственны многим, а уж быть мещанином или не быть решать вам.