Рубрики

От дворянской этики к истинным ценностям

XVII-XIX веках в России примерно 80% из представителей высших сословий населения составляли дворяне. Их воспитанию уделялось огромное внимание. Это был по-настоящему стратегический вопрос. Образование и эрудиция дворянина фактически обеспечивали спокойствие его родителей, прежде всего, в понимании преемственности и наследия активов семьи. Речь шла о сохранении благосостояния и положения в обществе. Как вы понимаете, эта тема актуальна и в наше время.

Сегодня в России у большего количества бизнесменов из сотни Forbes нет достойных наследников. Об этом пишет Э.Шимпфессль в книге “Безумно богатые русские”, социолог, который 25 лет исследовала и интервьюировала российскую бизнес элиту. Буквально 15 лет назад предприниматели еще не думали, кому они будут передавать свой бизнес. Однако сейчас, когда прошла истерия после развала СССР, они задумались, кому в наследство оставят свои компании. Проблема также заключается в том, что у предпринимателей из 90-х в основном 1-2 ребенка, а маленькое количество детей – это рискованно для семейного дела. Оптимальное количество детей для уверенности в том, что будет кому передавать бизнес – это 5 детей.

Однако для того, чтобы возглавить семейное дело, необходимо обладать навыками, которыми некогда обладали дворянские дети. Именно поэтому мы предлагаем ознакомиться с принципами воспитания привилегированного общества в Российской Империи.

Сдержанность

Сегодня в социальных сетях транслируют идеи о том, что нужно говорить откровенно, что тебе нравится и что не нравится, что личность должна быть свободна в своих суждениях. В отличие от созидательного и зрелого общества России XIX века, где было важно всегда соблюдать рамки приличия: не выходить из себя на людях, скрывать от посторонних глаз огорчения и досады, не раздражаться по пустякам. Считалось, что быть нетерпеливым и капризным негоже. То есть дворянам сызмальства прививали сдержанность и умение держать под контролем свои эмоции.

Лев Толстой употреблял выражение “лак высшего тона”, подразумевая, что как лак скрывает изъяны структуры дерева, так и сдержанность скрывает погрешности в поведении человека.
Храбрость

В современном обществе понятие храбрости совершенно потеряно. Люди зачастую не реагируют на унижения и не могут постоять за себя и близких. Храбрость – это синоним трусости. Дворянин не мог быть трусом, ведь на нем всегда была ответственность. Храбрость, в основном, развивали старшие братья и сестры: учили ездить верхом, плавать, учили справляться с обидами, а где-то учили и драться.

Вызывать симпатию

Настоящий дворянин должен был обладать искусством вызывать симпатию у общества. И это достигалось не кокетством и флиртом, а скромностью и умением вести себя в светском обществе: не привлекать к себе излишнее внимание, не есть быстро, не смеяться громко, не делать замечания присутствующим. Все эти качества прививались воспитанием, а молодому дворянину уже нужно было научиться ими “жонглировать” так, чтобы завоевать расположение общества.
«Дети с попугаем» Кристина Робертсон, 1850 г.,

Государственный Эрмитаж
Скромность

Не смотря на то что дворяне были привилегированным сословием, вызывающее поведение считалось дурным тоном. В детях с раннего детства закладывали такие нормы:

  • не говори долго и много,
  • не утомляй слушателей,
  • не хвастайся и не старайся казаться умнее других,
  • не трогай людей, чтобы тебя внимательнее слушали,
  • не доказывай свое мнение,
  • относись уважительно к чужим мыслям
«ДВОРЯНЕ — ВСЕ РОДНЯ ДРУГ ДРУГУ» А.БЛОК
Семейные ценности

Конечно, у каждой дворянской семьи были свои правила коммуникации внутри семьи. Проблемы в отношениях между поколениями внутри семьи были всегда, но именно в дворянстве всегда следили за соблюдением ценностных ориентиров. С родителями дети общались исключительно на “вы”. Также ввиду патриархального уклада и четкой иерархической структуры семьи отец был непререкаемым авторитетом, которому все должны были подчиняться. Так воспитывалось уважение к семье, ее ценностям.

Образование

Не смотря на то что дворяне учились дома и не было никакой единой системы образования, гувернеры совместно с родителями продумывали программу образования для ребенка. Обязательными были общие науки, но не все, а которые выберет родитель или гувернер, музыкальное образование, иностранные языки, танцы, хорошие манеры. Программа корректировалась исходя из того, что было модно на текущее время. Так как светская жизнь в дворянских домах занимала особую роль, молодые дворяне были нравственны, отлично владели манерами и культурно были развиты больше, нежели знали точные науки. Все это влияло на духовное развитие юного дворянина.
«Портрет мальчика в костюме испанского дворянина» Софонисба Ангвиссола, 1570 г.,

Художественный музей Сан-Диего
Уверенность в себе

Дворянин должен был быть всегда уверен в себе. Как правило, в детях это качество воспитывали через балы и музыкальные вечера. Танцы были своеобразным ритуалом для дворянского общества. Сегодня танцы не являются чем-то серьезным, но в дворянском обществе они были обязательным условием для того, чтобы дворянина приняли в обществе. Отказ от участия в танце считался “политическим” проступком. Публичные выступления, танцы, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах – всё это развивало в детях уверенность в себе и отсутствие боязни публики.

Все правила воспитания дворян, описанные в статье, были направлены на взращивание в детях особой ответственности перед домой, семьей, государством. На мой взгляд, сегодня существует дефицит индивидуальной ответственности человека за благополучие всего общества, так как каждый думает в первую очередь о своей выгоде. Поэтому правила, которые применяли для воспитания дворян много времени назад, могут быть полезны и нам, чтобы не забывать, кто мы есть и помнить, что мы всегда и везде представляем свою семью и свою страну.
Нравственность