Как духовно и нравственно развивать детей
Наталия Лучкина — психолог консультант, подростковый психолог, автор образовательных программ для школьных психологов, TV-эксперт. Многодетная мама.
Я рассказываю родителям, педагогам, психологам и самим подросткам о том, какие нейропсихологические изменения происходят с мозгом в пубертате. Как связаны депрессия, расстройства пищевого поведения, самоповреждающее поведение с физиологией и психологией. Работаю с темой профилактики подросткового суицида.
Любую консультационную работу с подростком я стараюсь начать со встречи с родителями. Сделать сына или дочь «удобным и беспроблемным» для взрослых — это нереалистичный запрос для психолога. Придется работать всем. Ведь ребенок всегда элемент семейной системы. Система — это совокупность взаимодействующих элементов и, изменяя свойства одного элемента, мы увидим изменения свойств всех элементов и связей между ними.
Формирование нравственности у ребенка будет зарождаться безусловно внутри семьи. Какие же факторы будут влиять на становление морали? Традиционно мы говорим о роли биологического и социального.
Биологический (например, тип нервной системы) определяет скорость реакций, эмоциональную палитру, истощаемость, силу, уравновешенность и подвижность процессов нервной деятельности человека. И чем младше ребенок, тем отчетливее мы видим физиологию. «Какой воспитанный малыш» хочется нам сказать о спокойно сидящем рядом с мамой трехлетнем сыне. А у сына устойчивая нервная система и нейронов торможения достаточно для того, чтобы усидеть на месте.
Помните мультфильм про маму-обезьяну? У ее обезьянок было очевидно много нейронов возбуждения, а тормозных нейронов не хватало. И пока будут нарастать и формироваться лобные доли, дети с активной нервной системой получат массу замечаний, но оттормозить себя им просто нечем. Именно родители — основной регулирующий механизм детей дошкольного возраста. Мы прообраз их будущих установок «веди себя прилично». Наша ответственность — организовать жизнь ребенка так, чтобы его организм и психика попадали в подходящие условия. Дать активным детям реализовать свои потребности в спорте. Не дать чувствительным детям переутомиться от ярких стимулов торговых центров. Понимание родителями физиологических особенностей своего ребенка и его возрастных возможностей упрощает воспитательный процесс по формированию социально желательного поведения в обществе. Помните, что именно вы «лобные доли» ваших детей.
Социальный или средовой фактор —может скорректировать любые особенности физиологии нервной системы. Помочь слабой и неустойчивой или погубить сильную. Важно понимать, что основное влияние семьи происходит в дошкольном возрасте. Именно в это время формируются все функциональные конструкты личности. Конечно, ребенок «принесет» из детского сада новые слова и поступки. Но он отфильтрует эти новшества через сито семейных табу и одобрений. Примерно с семилетнего возраста социум играет уже более явную роль. И мнение группы детей, социально значимого взрослого (учителя, тренера) может создать повод для конфликта с позицией семьи.
Это некая тренировка перед подростковым возрастом. Когда именно сверстники станут самой влияющей группой для ребенка. Ведь именно среди этих сверстников выросшему подростку предстоит жить, работать, конкурировать, строить семью в будущем. Через живое общение, через онлайн, через моду, музыку, особый язык — и другие культурные формы, формируется новая личность, актуальная для своего времени. Но эти новые пласты будут наслаиваться на то, что мы с вами заложили раньше. Сначала под этими слоями подростковых новшеств может показаться, что все семейное и вложенное за годы выращивания ребенка утрачено. Но это не так. Грубость и резкость отшлифуется. Через несколько лет повзрослевшие сын или дочь пойдут в мир, взяв нужное из воспитания в семье и добавив актуальное из своего времени.
И если ставить перед собой вопрос — в какой момент родителям стоит озаботиться духовным и нравственным воспитанием ребенка? То стоит помнить, что такие категории в воспитании как духовность и нравственность неразрывно связаны с ежедневной и ежечасной жизнью семьи. Опираясь на знания возрастной психологии и теории Лоуренса Колберга об уровнях нравственного развития, я попробую рассказать, насколько по-разному мы делаем моральный выбор.
Давайте рассмотрим ситуацию. Например, почему водитель не обгоняет длинную пробку автомобилей на светофоре по обочине справа.
Один человек не станет этого делать только в том случае, если стоят камеры или автомобиль ДПС. То есть, если за его поступок грозит наказание. И это единственный способ регуляции его нравственности.
Другой автомобилист не станет обгонять по обочине, потому что его вчера так обогнали, и ему было неприятно. Он не будет так делать, потому что не хочет, чтобы с ним так поступали.
Третий хочет произвести впечатление на сидящего рядом культурного попутчика, и не обгоняя других, становится лучшего мнения о себе самом.
Четвертый говорит себе — у нас, у,допустим, байкеров (любое групповое сообщество) это считается низостью, и я так делать не буду. Потому что мне важно быть причастным к группе.
Пятый руководствуется законом, не из страха, а из понимания, что только так будет порядок в обществе. Если каждый будет соблюдать правила.
И, наконец, шестой. Он так не сделает, потому что именно ему лично такой поступок претит. Ему так поступить низко и оскорбительно для самого себя.
Примерно по этой лесенке пойдет ребенок осваивать мораль. От наказания-поощрения (родитель это делает мимикой, интонациями, прекращением плохого действия) в возрасте до трех лет. Потом мы приучаем детей к групповой морали. Говорим «так принято у нас», «мы не обманываем» . А вот тот уровень, куда он дойдет — это очень интересный момент. Ведь многие взрослые остановятся на этапе — не накажут — значит можно». И, конечно же, дело тут далеко не в словах. Поступки, поведение значимых взрослых — вот что в первую очередь формирует контур развития ребенка. Как я обычно делаю свой моральный выбор? Это главный вопрос, который родитель может задать себе для того, чтобы воспитать ребенка. Призывая к абстрактной совести своего ребенка, мы должны держать в уме факт, а мы точно сегодня никого не обогнали по обочине? Есть ли у нас моральное право требовать большего от своего чада, чем сами привнесли в этот день в виде поступков, дел, слов.
Универсальных рецептов воспитания нет. Важно идти в воспитании ребенка, опираясь на его возрастные и психологические особенности. Чтение длинных лекций и часовые беседы — это удел взрослых людей. Дошкольнику часто достаточно краткой оценки «то хорошо», «так плохо». Есть прекрасные игры, книги о разных поступках людей, мультфильмы. Помните, как в детском саду воспитатели читали нам Маяковского про «крошку сына» — это идеальный формат. «Дети. как мальчик поступил? — все вместе отвечают «плохооо!». Важен не столько формат общения, а количество совместного с ребенком времени и доброе терпеливое отношение к малышу.
В библиотечке родителей обязательно должна быть книга «Каким человеком вырастет ваш ребенок? Мораль и воспитание детей» Юлии Гиппенрейтер и Алексея Рудакова.
Подросток, тем более, не готов слушать нравоучения. В этот момент вы, скорее всего, увидите отрешенный взгляд или закатывание глаз. А вот диспут на различные темы может увлечь старшеклассника. Но от взрослого потребуется огромное количество терпения и уважения к подрастающему собеседнику. Чтобы с высоты своего опыта не кинуть обесценивающую фразу или не впасть в досаду, когда аргумент «я сказал» не сработает. Потому что это время критики. То самое критичное мышление, которое мы пытаемся развивать во взрослом возрасте с помощью дорогостоящих тренингов, чаще всего было задавлено нетерпимыми взрослыми в наш подростковый период. Ведь это так неудобно, находить ответы на критику или признавать собственную некомпетентность.
Примеры построения фраз в разговорах с выросшими детьми можно почитать в книге «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили» Элейн Мазлиш и Адель Фабер.
Чтобы понимать, как влияют семейные ценности на ребенка, стоит принять во внимание тот факт, что основной период влияния семьи на ребенка – это период от момента планирования беременности до начала школьного возраста. Уже под сердцем у мамы малыш впитывает голоса, интонации, количество стрессовых факторов в семье. Что можно, а что нельзя будет преподносить даже самому маленькому члену семьи в рамках культуры родителей. Именно эти внешние ограничения потом будут формировать внутренние табу морали.
Опираясь на основные устои «в нашей семье так принято» или «мы так не делаем!» ребенок познает мир, выстраивает кирпичики «можно-нельзя» своего функционального конструкта будущей личности.
Критике в дошкольном возрасте не могут быть подвергнуты ни суть родительских посылов, ни методы их передачи. Это мир ребенка и он в нем живет. Примерно с 7 лет «социальное Я» ребенка допускает авторитет других взрослых. Младший школьник не только чувствует разницу между правилами и нормами поведения дома и в школе, но способен улавливать взаимосвязь «если я веду себя так, то со мной поступают так». Может частично регулировать себя, оттормаживать некоторые эмоции в рамках социально-желательного шаблона.
Пожалуй основной вывод прост, воспитание ребенка нужно начинать с себя, с того в какую социальную, культурную среду попадает малыш, что впитает в самые важные первые годы своей жизни, насколько будет готов к взаимодействию с социумом, на какую почву лягут зерна духовности и нравственности, и что из этого произрастет.