Рубрики

Статусная система в России. Вверх и вниз по лестнице

На сегодняшний день нет понимания, какая сословная система существует в нашей стране. В 17 веке было проще – государство регулировало, к какому сословию относится человек. Сейчас классовые системы никто не контролирует. По сути, класс сегодня – это просто характеристика, которую люди дают друг другу, преимущественно на основе финансового достатка.
Мы оцениваем людей по тому, как они одеты, на каких машинах ездят и в каком районе живут. Мы не оцениваем их по наличию ученой степени, по тому, сколько языков они знают, занимаются ли они музыкой. Все это находится вне зоны интересов современного общества. Однако мне кажется, что такая оценка от лукавого. Нам важно вспомнить, какое общество является по-настоящему развитым. Точнее, вернуть в обиход сословия, которые характеризуют человека как развитую личность, а классовая принадлежность по уровню достатка пусть останется приятным дополнением.

Отмечу, что средний класс больше других классов не любит говорить про классовые системы. Дело в том, что именно средний класс больше всего подвергается рискам во время кризисов и самый первый становится беднее. Когда случается кризис, средний предпринимательский класс не сокращает свою заработную плату, даже когда доходы бизнеса стремительно летят вниз, потому что вынуждены оплачивать кредиты. Это, конечно, наносит финансовый урон бизнесу. У него начинаются проблемы с поставщиками, персоналом, арендодателем. Из этого замкнутого круга вырываются единицы. В большинстве своем средний класс в кризис превращается в эконом-класс.

Что происходит с премиум-классом? Он любит обсуждать классовые системы, для него это повод лишний раз подчеркнуть свое превосходство, показать состоятельность, даже проявить снобизм. Деньги давно перестали быть для него элементом хвастовства, они являются частью его жизни. Премиум-класс находит возможности в кризис. Он построил систему и знает, как применить её практически к любому бизнесу. Его умиляют розовые щёчки запыхавшегося среднего класса, потому что премиум-класс уже не спешит. Он медленно ест, медленно ходит по магазинам, медленно проводит встречи. В то время как средний класс сражается за место под солнцем и не может найти выход из ограничений банковской системы.

Средний класс покупает брендовые вещи с логотипами, чтобы читалась принадлежность к привилегированному обществу, кладет в кафе на стол ключи от машины, чтобы все видели марку автомобиля. В общем зале салона красоты громко обсуждает рабочие вопросы, ведь все должны слышать, что на стрижку пришел деловой человек. И не дай бог счет за окрашивание волос выставят больше, чем оговаривалось заранее. У среднего класса всё подсчитано, и каждая тысяча распределена для оплаты по кредитным операциям.

В то время как премиум-класс в капюшоне проходит в вип-комнату этого же салона красоты, тихо просит принести чай или кофе и чаще молчит на встрече с мастером по уходу за волосами. В конце оплачивает услугу и может обворожительно поторговаться, потому что у премиум-класса это в крови — стараться везде платить меньше. Выпрашивать он не будет. Он будет настойчиво просить скидку.

Премиум-класс одевается сдержанно, он уже наигрался в бренды, для него самое главное – это посадка и качество ткани. Сейчас в его жизнь входит тренд «тихая роскошь» или, как говорят на Западе, «old money». В любом случае, наличие стиля «тихой роскоши» лучше, чем его отсутствие и аляповатый внешний вид.

При сословном делении общества, помимо экономической сегментации, людей из высших слоев отличали ученая степень, образ жизни, быт и хобби, музыкальные увлечения, духовное развитие, окружение, вовлеченность в государственные дела, семейственность и преемственность, стиль одежды. Сегодня все перепуталось. Например, кепка была пролетарским предметом гардероба. Однако с развитием соцсетей мы получили массовых блогеров (людей с навыками быстрого заработка денег, деятельность которых не закреплена чем-либо воистину созидательным и полезным) в кепках. Многие из этих блогеров без высшего образования, но получают доходы, сравнимые с производственным предприятием, являются примером для подражания.

Кто-то скажет, что это дурной тон — классифицировать людей, что у нас горизонтальный мир, все равны. Но давайте подумаем, что на сегодняшний день мы имеем? Что мы создали хорошего или великого?

Миллениалы пропагандируют слово “свобода”. Но кому-нибудь приходило в голову, что “свободы” не существует? Где она начинается и где она заканчивается? У меня нет ответа на этот вопрос. Миллениалы внедрили в моду лохматую прическу и мятую одежду. Это назвали свободой. Однако в любом фильме, где демонстрируется классовость, видно, что аристократы уделяют большое внимание внешнему виду.

Мы не думаем о том, что наш неряшливый вид может оскорблять чувства другого человека, ведь мы заботимся в первую очередь о своем комфорте, о том, что мы хотим сказать миру. А ведь не всегда наше высказывание стоит внимания. Необязательно наша деятельность становится инновацией, которая способна содрогнуть мир, встряхнуть умы общественности. Иногда это лишь продукт деятельности, о котором завтра забудут.

Тренд на отсутствие делового гардероба, на мой взгляд, изжил свое. Гораздо приятнее смотреть на женщину в скромном платье и мужчину в красивом костюме, нежели на деловых людей в футболках и джинсах.

Все меняется, в том числе мода, но бережное отношение к себе, своему сознанию и внешнему виду должны жить внутри нас. Мы должны уважать себя и общество, которое нас окружает. Должны думать о своем внешнем виде, устранять пробелы в знаниях, чтобы быть достойными членами приличного общества. Такое общество с высокими моральными принципами создают люди с хорошим образованием, с духовным развитием и богатой внутренней культурой. Поэтому рекомендую выпрямить спину и прочитать новую книгу. Желательно не современных авторов.
Среда