Искусство

Импрессионизм

Импрессионизм, одно из самых ярких и значительных направлений в истории искусства, зародился во Франции в конце XIX века. Однако его влияние проникло и на другие страны, включая Россию.

Впервые идеи и техники импрессионизма стали осознаваться и применяться русскими художниками в 1870-х годах. Российские художники, путешествуя по Европе и знакомясь с произведениями французских импрессионистов, были восхищены новым подходом к живописи, основанному на передаче света, цвета и настроения. Они прониклись идеей запечатлеть моменты жизни, ее эмоции и атмосферу, отказавшись от детального изображения и предпочитая быстрые, мазковые приемы.

Оригинальность и эксперименты русских импрессионистов привели к формированию отдельного, уникального стиля в российской живописи, который стал известен как русский импрессионизм. Он продолжал развиваться и процветать вплоть до начала XX века, оставляя свой яркий след в истории русского искусства.
«Елена Андреевна, Ваша мастерская произвела на меня громадное впечатление. … у Вас эпос, бытовые русские картины … У Вас психология, жизнь здоровая, красивая и чисто русская, и это так редко кому дается.»
Илья Репин, русский живописец, учитель Елены Киселевой
Елена Киселева
(1878 - 1974)

На портретах, созданных Еленой Киселевой, отразилась все разнообразие эпохи Серебряного века, полное неожиданных поворотов судьбы и фатальных событий. Она разработала свой собственный стиль, в котором сочла традиции русской реалистической школы и приемы постимпрессионизма.

Елена Киселева работала рядом с Львом Бакстом, училась у Ильи Репина и создавала потрясающие по красоте и силе портреты. В одном из писем художница призналась: «Я всегда была портретисткой и с большой страстью изображала красивых и интересных женщин». Ее работы были выставлены в Петербурге, Париже и Риме. В начале XX века Максим Горький приобрел некоторые из ее полотен, но спустя полвека судьба этих работ осталась неизвестной. Также мало что было известно о судьбе самой художницы, так сильно ХХ век изменил все вокруг.

Заслугой искусствоведа Маргариты Луневой из Воронежа стало возвращение наследия Елены Киселевой и новое открытие ее имени для истории русской живописи. В 1967 году Маргарите Луневой удалось обнаружить, что Елена Киселева все еще жива, и начать переписку с художницей, которая продолжалась до ее последних дней жизни. Подумывая о своем наследии, Елена Андреевна передала большую часть своих картин городу, где она родилась - в Воронежский музей изобразительных искусств.
ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА, 1910 Г.
Автопортрет с зеленой вазой

Историки и искусствоведы считают 1910-е годы наиболее успешным периодом в творчестве Елены Киселевой. В это время художница пользовалась постоянным успехом на многочисленных выставках, ее работы активно обсуждались в прессе, а картины были востребованы покупателями. Кроме того, Елена Андреевна наслаждалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина.

Одно из самых значимых произведений, созданных в этот период, называется "Автопортрет с зеленой вазой". На этой картине Елена Андреевна изобразила себя в своей парижской мастерской, стоя на фоне орнаментального ковра.

На портрете Елена задумчиво смотрит на зрителя, и автопортрет, написанный с помощью зеркала, фиксирует этот задумчивый взгляд художницы на себя. В этой работе явно просматривается интерес к передаче различных фактур. Цветочный орнамент ковра, зеленая ваза, покрытая глазурью, лицо художницы — все это создает общий силуэт, передающий лирическое, спокойное и чувственное настроение.
ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА, 1913 Г.
РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ: «ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА» РИТЫ ЛОЗИНСКОЙ
Маруся

Елена Киселева восхищалась Парижем и часто посещала частную художественную академию Жюлиана. Одна из ее лучших работ,«Маруся», была создана во время ее пребывания в Париже. Предполагается, что на портрете изображена сестра русского художника, но ее имя остается неизвестным.

Женщина, изображенная на картине, представляет собой воплощение изысканности и роскоши. Она лениво оперлась на спинку роскошного кресла, а ее изящные ноги и темное блестящее платье напоминают силуэт дикой пумы. Темные глаза девушки, чувственные губы и множество ярких красных оттенков создают образ страсти, энергии и молодости.

Хотя картина олицетворяет широту творческого подхода художницы, она также обладает практически тактильной материальностью. Художница нашла идеальный баланс между общим видом и деталями, между гладкими и украшенными орнаментами поверхностями. В этой работе классически правильный академический рисунок сочетается с яркой декоративностью, плавными линиями модерна и свободой выбора колористики.
ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА, 1908 Г.
РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ: «ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА» РИТЫ ЛОЗИНСКОЙ
la belle hortense

Елена Киселева, талантливая художница, часто получала признание за свои выдающиеся работы. Ее картины выставлялись на международном уровне, покоряя зрителей в Париже, Риме, Мюнхене, а также в городах Российской Империи - Петербурге и Москве. Одно из ее заметных произведений, «La belle hortense», было представлено С.К. Маковский на выставке, посвященной женскому портрету. На картине изображена элегантная женщина, грациозно сидящая на стуле, ее профиль искусно отражается в зеркале.

С.К. Маковский, признавая его великолепие, позже включает «La belle hortense» в свой журнал вместе с портретами таких известных художников, как Серов, Сомов, Судейкин, Головин и Кустодиев.
ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА, 1915 Г.
РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ: «ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА» РИТЫ ЛОЗИНСКОЙ
Дачницы

Картина «Дачницы» Елены Киселевой была создана в 1915 году в знаменитом имении Ильи Репина «Пенаты». На картине изображена камерная сцена: две женщины беседуют на скамейке в парке, окруженном цветущими гортензиями. Моделями для картины стали сестра и невестка художницы – Мария Комиссарова и Берта Киселева.

При просмотре картины зритель видит двух девушек, сидящих на скамейке в саду через садовый вазон с цветами. Но картина не разделена на портрет и натюрморт, а общая композиция букета и фигур, в которых заострены не индивидуальные черты, а цельный силуэт, объединяет их в неделимое пространство, подкрепленное цветовым взаимодействием. Цвета голубых теней, ярких красных цветов, зелени трав и нефритовых оттенков в одеждах молодых женщин гармонично сочетаются с «очищенными» цветами, поддерживая общую атмосферу картины. Белые цвета костюмов девушек являются ярким акцентом и ставят их в центр композиции. Солнечное пятно, появляющееся на конце дорожки, создает трехплановое пространство и придает картине еще больше глубины.
ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА, 1907 Г.
РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ: «ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА» РИТЫ ЛОЗИНСКОЙ
Невесты. Троицын день

Картина «Невесты. Троицын день» Елены Александровны Киселевой отражает традиции русской деревни — смотр девушек на выданье, происходивший на Руси во время празднования Троицы. На картине изображены девушки, ожидающие выбора жениха, их лица выражают некоторое смущение и статичность, что соответствует скромности крестьянской среды начала ХХ века.

Особенностью произведения является нарядность, с которой автор изображает праздничный костюм молодых крестьянок, причем красный цвет преобладает в девичьей одежде. Картина ярко иллюстрирует особенности русской традиционной одежды, и автор не прибегает к намеренной стилизации, используя реалистичный подход в изображении праздничного обычая и нарядного костюма.
ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА, 1907 Г.
РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ: «ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА» РИТЫ ЛОЗИНСКОЙ
На балконе

Считается, что на картине «На балконе» изображена В. Федяевская, родственница Елизаветы Константиновны Федяевской. Близкий друг семьи Киселевых позирует на веранде их усадьбы в Плясово-Юрасово под Воронежем.

Окружение гармонично сочетается с предметом, образуя единую визуальную композицию. Яркая мозаика напоминает дикий виноград, сквозь листву которого сияет золотое солнце. Спокойная созерцательность Федяевской, укутанной в шаль, вместе с фрагментами колонн и зеленью создают уютную атмосферу усадебной жизни. В своей плоскостной презентации произведение искусства сочетает в себе реалистичный и академически сильный стиль.
Искусство